Итоговые сочинения в жанре эссе — кто из школьников справится с экзаменом?

Министерство образования и науки РФ упростит формат итоговых сочинений в 11-м классе. Вместо литературоведческого текста ученики станут писать свободное эссе на основе школьного курса литературы. Об этом на заседании совета по подготовке открытых тем для итоговых школьных сочинений заявил министр образования Дмитрий Ливанов: «Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором литературных произведений». Итоговые сочинения в жанре эссе — кто из школьников справится с экзаменом? Школьников ждут новые правила сдачи экзаменов. Фото: ya.ru

Председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения Наталия Солженицына поддержала эту идею: «Итоговое сочинение должно обязательно писаться на основе литературного текста. Однако оно не должно быть литературоведческим, когда ученик вынужден обложиться книгами прямо на экзамене». По ее мнению, итоговое сочинение можно писать «основываясь на собственном опыте», используя примеры из литературных произведений только в качестве аргументов.

11-классники напишут итоговое сочинение в конце первого полугодия, в декабре 2014 года. Сочинение будет оцениваться только в виде зачета или незачета вместо обычной пятибалльной системы. За второе полугодие ученики смогут исправить неудовлетворительные оценки. Во время экзамена ученики получат перечень тем, которые будут отличаться в каждом часовом поясе.

По словам Наталии Солженицыной, сочинения школьников не станут оцениваться слишком строго до тех пор, пока система не будет налажена.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также внес предложение не ограничивать объем текста жесткими рамками, установив только необходимый минимум слов.

В данный момент совет занимается разработкой пяти направлений для итоговых сочинений. Их перечень будет доступен в конце августа, но уже известно, что одно из них посвящено 200-летнему юбилею М. Ю. Лермонтова.

Как сообщает газета «Известия», большинство экспертов восприняли идею свободного формата итоговых сочинений негативно.

Директор московского математического лицея № 57 Сергей Менделевич считает возвращение итоговых сочинений «разумным шагом», но только в том случае, если тексты пишутся на основе литературных произведений.

«По моему глубокому убеждению, литературоведческие темы гораздо разумнее. Литература всегда учила рассуждению и грамотному изложению своих мыслей»,— директор московского математического лицея № 57 Сергей Менделевич.

Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев также полагает, что сочинение должно основываться на школьном курсе литературы. Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что сочинение на свободную тему написать гораздо сложнее, нежели на основе литературного произведения.

Заслуженный учитель РФ, преподаватель словесности Лев Айзерман вывел проблему школьных сочинений на более системный уровень. По его мнению, методика обучения написанию сочинений в России полностью разрушена, и теперь «вместо долгих лет работы с учениками мы заставляем их писать сложнейший жанр эссе. Нам нужно исходить из реалий». При этом Л. Айзерман подчеркнул, что ситуация с письменной речью сегодня «катастрофическая».

Школьные итоговые сочинения исчезли в 2009 году с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В обязательный ЕГЭ по русскому языку входит написание небольшого сочинения, однако его тематика и структура жестко регламентированы.

Итоговое сочинение, которое вводится в 2014—2015 учебном году, будет являться допуском к дальнейшей сдаче ЕГЭ.

От редакции: Вот только есть большое сомнение, что нынешние выпускники вообще смогут справиться с таким изысканным и в то же время сложным жанром литературы, как эссе, в котором еще в XVI веке блистал великий Мишель де Монтень. Ведь это ему принадлежит афоризм «Нет стремления более мужественного, чем стремление к знанию». У кого-то из нынешних учеников, может быть, и есть это стремление к знанию, но вот вся наша система образования в последние годы как-то больше становится похожа на систему подготовки каких-то роботизированных существ, которые должны быть «удобны в применении». Нет, точно, не справятся ребята с жанром эссе. Если только к тому времени наши великие реформаторы от образования не начнут трактовать его как-то по-другому.

http://infowe7c.beget.tech/news/obshhestvo/itogovyje-sochinenija-v-zhanre-esse–kto-iz-shkolnikov-spravitsa-s-ekzamenom-4367.html


Оцените новость:
u74.ru
Добавить комментарий