Cамые актуальные новости
и события твоего города
20 июня / четверг
Все города
USD 20.06 63.9794 - 0.3558
EUR 20.06 71.6377 - 0.5914

Миасский священник рассказал о празднике Богоявления

19 января Русская Православная Церковь отмечает один из главных праздников – Крещение Господне или Богоявление. Об истории, значении этого праздника, о традициях, которые принято соблюдать в этот день, корреспонденту U74.ru рассказал настоятель храма Богоявления в Миассе, протоиерей Игорь Рысенко
Варвара
Любопытная
Рубрика:
18 января 2019, 15:00
0
Миасский священник рассказал о празднике Богоявления
Миасский священник рассказал о празднике Богоявления Фото: U74.ru

— Отец Игорь, расскажите, как возник праздник?

Праздник возник очень давно, первые упоминания о нем, как о Богоявлении, идут уже со второго века. Но надо сказать, что первые несколько веков этот праздник Богоявления включал в себя и Рождество Христово: это даже сейчас заметно, если мы посмотрим на чин совершения церковных богослужений рождественских и богоявленских — в них много общего. Примерно к IV веку эти праздники разделили. Собственно, и Рождество, и Крещение — это события, которые мы и называем Богоявлением: явление Господа в наш видимый физический мир. Бог явился нам во плоти. Но если свидетелями пришествия в мир Христа Спасителя, Его славного Рождества были всего несколько пастухов и волхвы, принесшие Ему дары из далекого Вавилона, то в день Богоявления, в день Крещения многие люди стали свидетелями явления Сына Божия, когда Иоанн Креститель, увидев приближающегося к берегам реки Иордан Христа Спасителя, сказал: «Вот Он, Агнец Божий, который возьмет на себя грехи всего мира». То, что Иоанн предсказывал и проповедовал, случилось у всех на глазах. И когда Спаситель вошел в воды Иордана, это стало первым явлением всей Святой Троицы: Иоанн Креститель увидел раскрытые небеса, откуда в виде голубя явился Дух Святой и кружил над головой Спасителя, а Бог-Отец произнес слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, на Нем Мое благоволение, Его послушайте». Голос Отца, Сын во плоти — в человеческом естестве, и Святой Дух в виде голубя. Это и есть — Богоявление.

— Зачем Христос, будучи безгрешным, погружался в Иордан?

— Это все для нас. Конечно, Он — безгрешен и по человечеству Своему, и, тем более, по Божеству. Но вспомним, что Христос сказал Иоанну Крестителю, который в изумлении и в ужасе спросил: «Мне ли, Господи, Тебя крестить?» Спаситель, который не имел в этом никакой нужды, сказал ему, однако: «Оставь, ибо так нам нужно исполнить всякую правду.» Христос, будучи совершенно безгрешным, но являясь Богочеловеком и живя в человеческом обществе, показывает нам пример того, что Он — один из нас. Он родился, как человек, рос, питался, страдал — Он был Человеком, поэтому Он и должен был исполнить тот закон, который для всех людей был предписан, и нас этому учит. Потому и пошел на это крещение. И второе: чтобы освятить эти воды Иордана Своим Божеским Естеством, Своей Благодатью. И это Его наследие живет до сего дня: вода, освящаемая в праздник Крещения, называемая Великой агиасмой (с греч. — великая святыня) может хранить долгие годы свои благодатные свойства. Существует масса свидетельств, когда эта вода творила чудеса, будучи исполненной благодатью. Ведь благодать — это особая энергия, которой Бог проявляет Себя в нашем мире, которой Он делится с нами. Поэтому, чудеса творит Сам Господь, пусть и через водное естество.

У Храма Богоявления в Миассе Фото: U74.ru У Храма Богоявления в Миассе Фото: U74.ru

— Какими свойствами обладает святая вода? Как ее следует правильно использовать?

— Для того, чтобы обычная вода стала святой, совершается Великий чин освящения воды. Это особый чин, он совершается однажды в год. Священник читает определенные молитвы, призывает благодать Святого Духа. В течение года, безусловно, тоже совершается водосвятие, вода тоже становится святой, но она обладает уже несколько другими свойствами — она не считается Великой агиасмой.

Если мы, допустим, крещенскую воду можем разбавлять, то любую другую святую воду обычно не разбавляют, нет такой традиции. Приведу пример из своей духовной жизни. Был один батюшка из Челябинска, ныне покойный, отец Алексий Семкин, в прошлом фронтовик. Когда я еще делал первые шаги в Церкви, в один из крещенских праздников принес с собой в храм несколько трехлитровых банок для святой воды и обратил внимание, что он пришел только с солдатской фляжкой. Я удивился: «Отец Алексий, ты это на весь год берешь, что ли?» А он: «Конечно. И не только я, а вся моя семья будем этой водой целый год пользоваться: берешь трехлитровку, наливаешь туда воды, а сверху немножечко троекратно, крестообразно, с молитвой добавляешь крещенскую воду. И вся эта трехлитровка будет освящена, простоит и год, и два, и три — ничего с ней не случится». А в народе так говорят о крещенской воде: «Капля море освящает».

Принимать святую воду нужно натощак, предварительно прочитав молитву. Чаще всего это делается утром перед завтраком, можно при этом скушать кусочек просфоры — освященного церковного хлеба. Это не просто благочестивый обычай, но еще и освящение всего нашего человеческого естества. Конечно, есть моменты, когда можно не взирать не эти условности и принимать святую воду, независимо от приема пищи (например, при смертельной опасности или болезни).

— Отец Игорь, ваш храм освящен в честь праздника Богоявления. Какие традиции у вас существуют в этот день?

— Да, действительно, Богоявление — наш престольный праздник. Как правило, такие праздники — дни рождения самого храма. По сути, это точка отсчета жизни нашего прихода. Другой момент: престольный праздник — это особое торжество, потому что прославляется именно то событие или тот святой, в честь которого храм освящен. Это особая радость, особо глубокое чувство переживают верующие в этот день.

Что касается нашего прихода, мы третий год подряд устраиваем Иордань прямо на территории храма. Я долго думал над этим: были варианты устраивать Иордань на Тургояке, но это довольно далеко от нашего храма; у нас здесь — на реке, но меня отговорили, потому что здесь не совсем удобное место в плане купания, пришлось отказаться и от этой идеи. Позже пришла мысль создать ту Иордань, которая у нас сейчас. Если уж мы такую традицию установили в нашем храме — теплую купель, если у нас тут не прорубь, а кедровая бочка, почему бы нам воду не подогреть?

В первый год она у нас была довольно прохладной, порядка 8−9 градусов, теперь мы пошли дальше: мы эту воду подогреваем, сейчас температура порядка 25 градусов, так что окунуться могут даже дети. Она у нас предварительно уже подогретая набирается в купель, а потом уже освящается, там у нас система фильтрации, которая устанавливается в бассейнах, вода постоянно циркулирует по кругу, никуда не сливается, и в конце праздника мы воду сливаем в особый колодец, куда сливается всегда только святая вода. Этот колодец никаким образом не подключен к канализации, он находится здесь, на территории храма.

Мы также каждый год ставим армейскую палатку в пяти шагах от купели: там деревянные полы, постелены ковры, устроены раздевалки, печь топится постоянно, стоит тепловая электрическая пушка, можно выпить горячий чай. Наверное, это то, чем наш храм отличается от многих других — Иордань расположена прямо на территории храма, со всеми удобствами, так сказать.

Праздничная икона Фото: сайт храма Богоявления в Миассе Праздничная икона Фото: сайт храма Богоявления в Миассе

Пользуясь моментом, хочу пригласить окунуться и определить для себя, что кому больше подходит: ледяная прорубь или подогретая купель. В конце концов, Христос ведь крестился не в проруби. Смысл купания в Крещение состоит не в проверке себя на прочность, не в православном экстриме: смогу или не смогу в ледяную воду окунуться. Прежде всего, купание в Крещение — это подражание Христу, следование за Ним, а также, принятие лично каждым освящающего действия Великой агиасмы. Поэтому, когда мы говорим о купании в крещенской вводе, не будем забывать, что это Великая святыня, и подходить к этому надо с соответствующим чувством. Окунаемся в воду троекратно и каждый раз перед погружением осеняем себя крестным знамением и произносим молитву: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь!».

Хочу обратить внимание, что купель находится на территории храма, поэтому надо приходить соответственным образом подготовленными в плане одежды. Женщинам следует перед купанием сверху обязательно надевать сорочку, их можно приобрести в нашем храме, они у нас вышитые, красивые, — потом останется на память, мужчинам — купальные шорты до колен, либо ниже колен, а сверху — футболку или майку. Не забывайте с собой полотенце.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в канун Крещения?

— Всех поздравляю с великим праздником! Желаю, чтобы этот день принес, прежде всего, радость от осознания пришествия в мир Спасителя, радость от встречи с Ним, чтобы такая встреча произошла у каждого в его собственной жизни, и чтобы человек никогда уже эту связь не терял. Приходя в Церковь, начиная жить духовной жизнью, мы эту связь только упрочиваем, делаем ее неразрывной, и пусть эта связь сохраняется и развивается у всех в дальнейшем, приводя к изменению жизни, к духовному совершенствованию и, как результат, ко спасению.

18 января 2019, 15:00
Для печати
Поделиться:
< / > Код для блога
Нашли ошибку?
Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Комментарии:

* все поля обязательны для заполнения

СЮЖЕТЫ

Новости партнеров

Другие новости

Выбрав свой город, Вы будете видеть только контент этого города.
Выбрав «все города», Вы сможете следить за жизнью в Миассе, Златоусте и Чебаркуле одновременно!
Выберите свой город