Cамые актуальные новости
и события твоего города
23 марта / суббота
Все города
USD 23.03 63.7705 + 0.0285
EUR 23.03 72.59 - 0.197

Миасский священнослужитель рассказал о правилах соблюдения постов

11 марта 2019 года православные России начинают 40-дневный Великий пост, заканчивающийся праздником светлого Воскресения Христова – Пасхой. О том, что значит испытание постом, в чем его особенности, как правильно провести над собой эту духовную работу, корреспонденту U74.ru рассказал настоятель миасского храма в честь образа Божьей Матери «Достойно есть», иерей Алексий Чернышев
Кирилл
Машанов
Рубрика:
11 марта 2019, 13:06
0
Миасский священнослужитель рассказал о правилах соблюдения постов
О правилах соблюдения постов рассказал миасский священнослужитель Фото: личная страница Алексея Чернышева в ВК

— Отец Алексий, каков смысл Великого поста? Что такое воздержание?

— Если говорить о постах вообще, то, конечно, это время, когда любой православный христианин призывается к тому, чтобы пересмотреть свою жизнь: проанализировать, в том ли направлении я иду, все ли в порядке в моих мыслях и чувствах, правильно ли я вообще поступаю в той или иной ситуации? Пост — это не только воздержание. Наверное, я бы это назвал духовной практикой, некоей совокупностью разного рода действий. Да, безусловно, здесь и воздержание присутствует, но все-таки пост начинается с молитвы.

Подготовка к Великому посту начинается задолго до его наступления, с так называемых подготовительных недель. Первая из них — неделя о мытаре и фарисее: это евангельская притча, рассказанная Спасителем, где фигурируют два человека — горделивый фарисей и мытарь, сборщик податей, который понимал свою греховность, и обращался к Богу только с одной целью — чтобы Господь был к нему милостив, чтобы умилосердился над его грехами.

Можно сказать, что пост начинается с такой мысли: чего от меня желает Бог? И как раз здесь мы можем задуматься: чего желает от нас Господь? Господь не осуждает в этой притче фарисея, не говорит о том, что он плохо поступал, но Он говорит, что мытарь будет более оправдан, нежели тот. Несомненно, благочестивая жизнь, правильное исполнение тех или иных законов и порядков — это хорошо, но еще лучше, когда человек понимает, что он не может до конца это выполнить, и приносит покаяние Богу именно в этом. Наверное, это и есть то, чего желает от нас Бог.

Затем идет несколько недель, не буду на них долго останавливаться, и уже, собственно, начало воздержания — прощенное воскресенье. Если первоначально мы пытаемся ответить на вопрос, чего желает от нас Бог, то следующим этапом нашей подготовки к посту является поиск ответа на другой вопрос: чего от нас ожидают ближние? А ближние, как правило, ожидают от нас одного — мира. И прежде чем вступить во время Великого поста, время ограничения себя в некоторой пище, развлечениях, свободы от какой-то излишней суеты, мы просим прощения друг у друга. Причем важно не извиниться формально, а именно примириться с человеком, понять, что действительно вот этого человека я когда-то, иногда даже случайно оскорбил или обидел. Кроме того, необходимо, насколько это возможно, постараться простить тех, на кого мы больше всего держим зло или обиду.

А уже затем начинается время непосредственно воздержания. Мы отказываемся от особенно калорийной пищи (животного происхождения), от развлечений, в какой-то степени ограничиваем общение, отказываемся от лишних суетных дел, — в общем, все время поста, вся обстановка располагают к тому, чтобы человек посмотрел не только вокруг себя, но смог бы заглянуть и в глубину своей души. В этом и есть основной смысл воздержания.

Продукты Великого поста Фото: ysia.ru Продукты Великого поста Фото: ysia.ru

Конечно, существуют и другие причины соблюдать пост. Сам по себе отказ от пищи в той или иной степени дает человеку возможность понять, как он будет себя вести в других обстоятельствах. Когда у нас все хорошо, когда мы сыты и довольны, мы не замечаем за собой скрытых духовных недостатков. Как только что-то убирается из привычного нам образа жизни, эти недостатки начинают проявляться: мы раздражаемся, гневаемся и т. д. В некоторой степени, воздержание помогает нам увидеть, что в нас есть то, что следует исправить.

— Почему пост называется Великим, в чем его особенности?

— Великий пост так называется, во-первых, по количеству дней, во-вторых, — по строгости и, в-третьих, — по значению, потому что он заканчивается праздником Пасхи. Ну и, наверное, еще и по древности, потому что Церковь развивалась, и в свое время у нас был только Великий пост, а потом появились другие. Но это — самый древний и самый значимый пост. Его особенности вместе со строгостью ограничений, наверное, заключаются еще и в изменении привычного богослужебного порядка. Храмы в это время облекаются в более строгий вид (в современной практике Русской Православной Церкви принята форма черного или темно-фиолетового облачения), в них совершаются великопостные службы.

— Вы сказали, что пост начинается с молитвы. Какую она играет роль во время поста?

— Молитва играет самую важную роль. Воздержание в пище — это дополнительная деталь. Основная суть поста (особенно Великого поста) — это молитва, погруженность в общение с Богом. Но молитва не только как произносимое прошение перед Богом, но и размышление о Боге. И чем больше мы приближаемся к празднику Пасхи, тем чаще мы начинаем размышлять о Боге (к этому и Церковь нас призывает, и сами мы это ощущаем), о том, что сказано в Евангелии. Недаром во время Великого поста существует традиция чтения всех четырех Евангелий поочередно во время богослужения.

Молитва в Великий пост Фото: ivbg.ru Молитва в Великий пост Фото: ivbg.ru

— Должен ли соблюдать посты каждый крещеный человек, есть ли в этом смысле какие-то исключения?

— Если мы говорим о гастрономической части поста, то здесь, конечно, существуют разные условности. Есть такое понятие, как послабление поста. Бывает так, что человек и вовсе не постится в плане употребления пищи, однако соблюдает духовный пост: отказывается от каких-либо привычек, от которых он чувствует свою зависимость. У кого-то существует тяга к спиртному или к курению, или даже к чрезмерному увлечению компьютерными играми или социальными сетями, и вполне логично, что именно во время поста человеку желательно отказаться от таких пристрастий. Вопрос ограничения в пище решается часто индивидуально, исходя из физических сил человека и обстановки, в которой он находится. Ограничения в пище не касаются детей, больных людей, а также тех, кто уже находится в почтенном преклонном возрасте. Опять-таки, как и в любом правиле, бывают исключения: есть люди, которые болеют, но хотят поститься и делают это, естественно, не во вред своему здоровью. Такие моменты, как мера поста решаются с духовником. Но само по себе изменение своей обыденности на время Великого поста, — это, безусловно, обязанность каждого христианина.

— Не секрет, что многие люди относятся к посту формально. Почему, на Ваш взгляд, это происходит, и как Церковь на это смотрит?

— Церковь на это смотрит как на печальную данность, потому что важен не сам факт держания поста, а то, что происходит с человеком. Важно, что человек видит в этом не просто физическое ограничение, а касается своего внутреннего мира.

— С каким чувством верующие подходят к великому празднику Пасхи?

— По-разному бывает. Иногда происходит так, что человек, который себя к этому готовил, как раз-таки не чувствует праздника, потому что ожидает награды от Бога: вот я подготовился, потрудился, так что, Господи, будь добр, отдай мне то, за что я работал. А когда человек подходит ко времени Воскресения Христова с противоположным восприятием, тогда и приходит ощущение праздника. Зачастую, это выражается и внешне: видно, как люди на Пасху преображаются, преображают всю свою жизнь. Я знаю некоторые семьи, которые, пройдя период воцерковления, начинавшийся именно перед Великим постом, кардинально меняли после Пасхи свою жизнь и только в лучшую сторону, конечно.

Крестный ход на Пасху в миасском храме «Достойно есть», 2016 год Фото: dostoino-est.ru/ Крестный ход на Пасху в миасском храме «Достойно есть», 2016 год Фото: dostoino-est.ru/

— Что бы Вы могли посоветовать тем, кто первый раз совершают духовный подвиг поста и тем, кто еще к этому не готов?

— Я думаю, что для тех, кто в первый раз собирается поститься, самой лучшей рекомендацией будет посоветоваться со священником, которому он доверяет. Поститься без духовного руководства — это все равно, что заниматься самолечением: может быть, и вылечишься, а может быть, и сделаешь хуже. Тем, кто еще на это не решился, хотелось бы пожелать, чтобы человек набрался крепости духа, осознал для себя необходимость поста, ну и, когда-нибудь все-таки пришел к такому решению. Вполне возможно, что первый пост не будет для человека таким полноценным постом (может быть, это будет меньший период времени, может быть, он будет несколько облегченным), но это уже будет началом, новым этапом духовной жизни человека.

11 марта 2019, 13:06
Для печати
Поделиться:
< / > Код для блога
Нашли ошибку?
Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Читайте также:

Комментарии:

* все поля обязательны для заполнения

СЮЖЕТЫ

Новости партнеров

Другие новости

Выбрав свой город, Вы будете видеть только контент этого города.
Выбрав «все города», Вы сможете следить за жизнью в Миассе, Златоусте и Чебаркуле одновременно!
Выберите свой город