Губка Боб, Винкс, Симпсоны и аниме: психоаналитик рассказал, что скрывают популярные мультфильмы

Общее

img

В понимании большинства взрослых мультфильм — это то, что предназначено для детей. Однако некоторые анимашки зарубежного происхождения у родителей вызывают чувство тревоги. У них возникают подозрения, что их чадо смотрит что-то неправильное. Есть ли для этого основания, «Пчеле» помог разобраться директор челябинского института психоанализа Александр Савченков.

Оказывается, большая часть зарубежного конвейера фабрики грёз для детей вовсе не безвредна. За красивой и яркой картинкой иногда скрывается такое, что можно смотреть только под родительской цензурой и с родительскими комментариями. Иначе есть вероятность, что своих детей вырастите не вы.

— Когда мы смотрим с детьми мультики, мы должны им интерпретировать. То есть анимация заходит, канал открыт, и мы ещё кладём аудиодорожку. Если же нет, то у детей идёт прямой посыл, без выводов. То есть речь, как она есть, она кладётся туда, — отметил Александр Савченков.

Вместе с психоаналитиком «Пчела» решила разобрать, пожалуй, самые популярные иностранные мультики, которые показывали и показывают в России до сих пор. Выводы оказались неутешительными.

Клуб Винкс

«Клуб Винкс» — это популярный фантастический мультсериал итальянского производства. Его действие происходит во вселенной, наполненной волшебством, вымышленными планетами и мифическими созданиями. В основе сюжетной линии лежит история юной девушки Блум. Узнав, что у неё есть волшебные силы, та поступила в школу для фей и вместе со своими сокурсницами основала команду под названием «Клуб Винкс», чтобы вместе сражаться со злом.

Исходя из описания, мультсериал «Клуб Винкс» — это добрая и милая история про девочек-волшебниц. Он предназначен для аудитории старше 12 лет. Однако, как рассказал корреспонденту «Пчелы» директор челябинского института психоанализа Александр Савченков, проблем, скрывающихся под красивой картинкой, в этом мультсериале больше, чем крошек в хлебе.

— Первое — истерические симптомы этих девочек. Потому что: «Я фея, я грандиозная». У истеричек грандиозность зашкаливает. Ещё эмоциональная нестабильность — их мотает туда-сюда, — подчеркнул Александр Савченков.

Впрочем, поведение главных героинь сериала — далеко не единственная проблема. Основные недостатки мультика гораздо глубже. Например, сексуальная раскрепощённость девочек, которую перенимают юные телезрители. И это, конечно же, не нравится их родителям.

— Это не значит, что это плохо. Просто у них [родителей — прим. ред.] есть традиционная доминанта, поэтому они отрицают всё нетрадиционное. Но им этого хочется всё равно. Посмотрите на ярого гомофоба, у него уровень латентной гомосексуальности очень высокий. Гомосексуальность присутствует у всех. Просто она в латентной форме, — заявил Александр Савченков.

Также «Клуб Винкс» содержит множество сцен гомоэротизма. Причём он присутствует не только среди девочек. Так, у каждой феи из мультика есть свой мальчик. Всего их шесть и они объединены в определённую группу.

— Гомосексуализм у них проявляется в скрытой форме, они его маскируют. Вот это вот всё братство, парни вшестером сидят, пьют, и такие: «Блин, да чё эти бабы? Они вечно под шкуру лезут! А мы тут братва», — это вот гомоэротическая штуковина. А тут ещё и про девочек то же самое. То есть и мальчики, и девочки, которые тоже кучкой прибегают, кого-то спасают. Они не вместе, они поделены на две гомоэротические группы, — рассказал Александр Савченков.

Губка Боб Квадратные Штаны

«Губка Боб Квадратные Штаны», также известный как «Спанч Боб Сквэр Пэнтс» — американский мультипликационный сериал, действия которого разворачиваются на дне Тихого океана, в небольшом вымышленном городке под названием Бикини Боттом, где главными действующими лицами являются представители морской фауны.

Мультик про Губку Боба — это повествование о сегментированной, раздробленной личности, у которой существуют только частичные объекты. Психоаналитик сравнил просмотр этой анимашки с общением с пациентом психбольницы. Поэтому агрессии, которую вызывает мультипликация, есть простое объяснение.

— Все эти маленькие объекты, например, Губка Боб, Патрик, Мистер Краббс… По сути, если мы вслушаемся в их речь, то она пустая. Это состоящая из частей форма бреда. Когда человек это слушает, он разваливается и теряет контроль над реальностью — так работает механизм психики. Это чистый бред. Это всё равно, что общаться с психотиком в клинике. Когда с ним общаешься, ты понимаешь, что через 2–3 минуты чувствуется агрессия к нему. Потому что только кажется, что его бред имеет целостный образ, но по факту он сегментирован. Персонаж свои части бреда искусственно склеивает. И ты начинаешь вместе с ним расползаться, начинаешь терять контроль над реальностью, погружаешься в хаос. Это чистый автоматизм, почему выбешивает Губка Боб, — поделился Александр Савченков.

Ещё одна проблема мультика «Губка Боб Квадратные Штаны» — чрезмерно агрессивные взаимоотношения между персонажами. Подобные взаимодействия уж точно не могут привести к миру.

— Там нет гармонии, что они собрались вместе и сказали: «Мы друзья». Нет, они друг друга подкалывают, обманывают, всегда в конфликте находятся. И в человеке это всё отражается. Но он хочет соединить свою личность, а она распадается каждый раз, когда мы смотрим. Поэтому мультик про Губку Боба целенаправленно создан для распада личности, для формирования распада личности, — добавил Александр Савченков.

Аниме

Аниме — японская мультипликация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Аниме идёт следующим в списке не просто так. Дело в том, что в нём тоже много агрессии. И не мудрено, ведь мультипликация создавалась для более взрослой аудитории. Впрочем, это снова не единственная проблема, почему не стоит показывать японские мультики маленьким детям.

— Японское аниме — это японский дискурс. Раз мы включаем его в своё пространство, то деформируем свою культуру и вносим в неё элемент этой. Она целиком не зайдёт, но какие-то элементы всё же останутся. Просто аниме — это же всё время какая-то агрессивная ситуация. Всегда кто-то кого-то рубит, убивает. В японской культуре понятие жизни и смерти — оно относительно. То есть мы живём, умерли, потом переродились… И получается, что ценность всей жизни — убить как можно больше нечестивцев. Этакий путь самурая. А мозгу же не важно, реальная ситуация или вымышленная здесь. Он одинаково реагирует на всё. Из-за этого у ребёнка создаётся иллюзия, что цель — «покрошить» как можно больше людей, как можно жёстче с людьми общаться.

Симпсоны

«Симпсоны» — самый длинный американский мультипликационный сериал в жанре ситуационной комедии, созданный мультипликатором и карикатуристом Мэттом Грейнингом. Он в сатирическом ключе показывает жизнь семейства Симпсонов и других жителей вымышленного городка Спрингфилд, высмеивает многие клише и стереотипы, в частности — стиль жизни «среднего американца», особенности мировых культур в целом, знаменитостей и даже само телевидение.

Несмотря на то, что «Симпсоны» — это мультфильм, для юной аудитории он не предназначен. Впрочем, взрослым из него почерпнуть тоже особо нечего. Всё дело в культурных различиях между русским народом и американцами.

— Симпсоны — это другая штука, это «Камеди Клаб». Шутки ниже пояса, социальный мультик, высмеивающий недостатки. Это мультик, рассчитанный на низкоконтекстуальную публику. Он не наш. Мы с вами, какие бы тупые не были, у нас культура высококонтекстуальная. У нас язык другой, у нас дискурс другой. Это на американского потребителя. Американский язык — он из всех цивилизованных языков самый низкоконтекстуальный. Вот там все эти выражения очень структурированы. Это мы можем переставлять слова так, как хотим, и всё равно друг друга поймём. У них же, если по-другому переставил слова, то непонятно будет уже. Поэтому «Симпсоны», условно говоря, для американской быдломассы, для их потребления, — подчеркнул Александр Савченков.

Ранее директор челябинского института психоанализа Александр Савченков помог «Пчеле» разобраться во вредности и полезности мультфильмов в целом. Оказалось, что далеко не каждая анимашка формирует правильные ценности. Почему не стоит показывать детям «Машу и медведя», и почему взрослым стоит контролировать процесс просмотра детских кинолент — читайте в материале.

Фото: Александр Савченков, kinopoisk.ru, news.yellmed.ru

Автор: Никита Лисовский

Источник

Оцените новость:
u74.ru
Добавить комментарий