Как теперь будем «дуть в трубочку»? Автоблогер — о новых правилах освидетельствования

Общее

img

С 1 марта в России начнёт действовать новый порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Что принципиально изменится для водителей и какие нюансы стоит знать, объясняет автоблогер Юрий Панченко.

24 октября 2022 на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Оно вступит в силу 1 марта 2023 года и принято взамен старого. Какая разница между этими документами? Проведём анализ старого и нового порядка освидетельствования.

Согласно ныне действующему порядку, на прибор, в который обязан дуть водитель по требованию полицейского, должно быть три документа:

  • Свидетельство об утверждении типа средств измерений, подтверждающее внесение данного прибора в Государственный реестр утверждённых типов средств измерений.
  • Свидетельство о поверке от Федерального агентства по техническому регулированию метрологии.
  • Разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на применение этого типа приборов.

Первые два документа упомянуты в КоАП. Только их и требуют судьи при рассмотрении дела. О третьем документе мало кто знает и помнит. В делах по привлечению водителей к ответственности за управление в состоянии опьянения он, как правило, не фигурирует. Но если в деле упоминания о данном документе отсутствуют, то наказывать водителя нельзя, — ст. 1.6 КоАП.

С 1 марта 2023 разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на применение алкотестера становится ненужным. Кроме этого, с указанной даты становится необязательным и свидетельство о поверке. Вполне достаточно, чтобы сведения о результатах поверки этого средства измерений были внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Заодно привожу ссылку и на реестр средств измерений.

Ещё одно изменение касается «целостности клейма поверителя» на приборе. Упоминание о данном требовании вычеркнуто. Но это не означает, что пломбы на приборе необязательны. Требования к поверке средств измерений изменены в 2020 году приказом Минпромторга. И давно нужно было привести порядок освидетельствования в соответствие с действующими положениями законодательства. Открываем, читаем упомянутый по ссылке приказ: 

«20. В целях предотвращения доступа к узлам настройки (регулировки) средств измерений в местах, предусмотренных их конструкцией, по завершении поверки аккредитованным на поверку лицом устанавливаются пломбы, содержащие изображение знака поверки».

Согласно п.3 приложения № 2 к приказу: «Знак поверки представляет собой оттиск, наклейку или иным способом изготовленное условное изображение, изображение в электронном документе, содержащее:

  • условный шифр;
  • две последние цифры года нанесения знака поверки».

Полная информация о шифрах — здесь.

Пломбирование касается абсолютно всех средств измерений. И водители имеют право проверить наличие пломб на приборах. Их отсутствие или нарушение целостности делают показания приборов недостоверными, как следствие — повторная поверка средства измерения становится обязательной, как и указано в приказе.

Теперь о главном. В новом постановлении говорится только о порядке освидетельствования и направлении на медицинское освидетельствование. Разделы о «Порядке проведения медицинского освидетельствования» и о «Правилах определения наличия наркотических средств в организме человека» в новом постановлении отсутствуют.

Здесь уместно вспомнить, что законность требований полицейского базируется на пяти китах. Перечислим их в преломлении к состоянию опьянения:

  • Полицейский должен быть при исполнении обязанностей, — п.11, 19.1 ч.1 ст.12 закона «О полиции».
  • Действовать в рамках предоставленных ему прав, — п.8, 14, 20 ч.1 ст.13 закона «О полиции».
  • Порядок действия полицейского должен быть определён законодательно, — ч.3 ст.12 и ч.3 ст.13 закона «О полиции». Это может быть или постановление Правительства, или административный регламент.
  • Законодательно закреплённые основания ограничения прав и свобод гражданина, — ч.2 ст.6 закона «О полиции». Юридическим основанием является ст.12.8 КоАП.
  • Законодательно закреплённый порядок ограничения прав и свобод гражданина — ст.27.12 КоАП.

Подробно — здесь. (Внимание! Часть утверждений в статье по ссылке устарели).

Обращаем внимание на третий пункт. Любые действия полицейского, такие как проверка документов, составление протоколов, проведение каких-либо процедур и так далее, требуют временных затрат, что равносильно задержанию. На это время свобода гражданина ограничивается — он не может просто встать и уйти. Наличие законодательно установленного порядка данное ограничение свободы делает законным. Нет порядка — действия полицейского незаконны, — ст.1.6 КоАП.

Хоть новое, хоть старое постановление, описывающие порядок действий полицейского при наличии признаков опьянения у водителя, делают его действия законными. Порядок проведения медицинского освидетельствования и порядок проведения химико-токсикологических исследований лежат за пределами обязанностей полицейского — они описаны в приказах Минздрава. Поэтому их и убрали из нового постановления и, соответственно, из нового порядка.

Когда я первый раз открыл новое постановление Правительства РФ, мне в первую очередь было интересно, как в нём будут отражены прошлогодние глобальные изменения законодательства, породившие серьёзное противоречие в положениях, касающихся именно состояния опьянения.

Напоминаю, что в прошлом году от федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения «отпочковался» нефедеральный и негосударственный надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.

Эти два надзора друг с другом не пересекаются и имеют отдельные сферы контроля. Ловля пьяных водителей на дороге — это сфера нового надзора. Но в КоАП соответствующие изменения внести забыли, и в ст.27.12 КоАП, регламентирующей проведение процедуры освидетельствования на состояние опьянения, до сих пор фигурирует «государственный надзор», хотя он, повторюсь, не имеет никакого отношения к охоте за пьяными водителями на дороге.

Авторы нового порядка освидетельствования и направления на медосвидетельствование не мудрствовали: они оставили формулировку из КоАП, проигнорировав последние изменения в законодательстве, которые имеют большую юридическую силу. Это означает, что когда Государственная дума или Конституционный суд соблаговолят привести КоАП в соответствие закону «О полиции» и закону «О БДД», миру явится новый, исправленный порядок освидетельствования.

В принципе, так и должно быть: один чиновник отслеживает изменения, другой предлагает изменения, третий доводит до начальника предложения. Тот, умиляясь от счастья, бежит к вышестоящему начальнику. И все при деле! Молодцы!

Напоследок рекомендую повторить азы процедуры освидетельствования, которые остаются неизменными.

Другие материалы Юрия Панченко ищите на нашем сайте по тегу «Авторская колонка». 

Фото: pixabay.com.ru

Источник — Pchela.News

Подробности в Телеграмм-канале - ПЕРЕЙТИ!

Оцените новость:
u74.ru
Добавить комментарий