Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Ежегодно сотни тысяч людей покидают свое жилище из-за вооруженных конфликтов, дискриминации, расовых гонений. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев крайне важна и актуальна не только для России и стран Ближнего Зарубежья, но и для всего мира. Этот сложный, острый вопрос касается каждой страны, каждого гражданина. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Не зря каждый европейский саммит не обходится без выступлений, посвященных этому вопросу. 1 сентября 2014, 14:27 0 Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Фото: ya.ru

Познакомимся с понятиями «беженец» и «вынужденный переселенец», чтобы понимать суть проблемы и найти пути решения.

Беженец — человек, покинувший родную страну в силу определенных обстоятельств и приехавший, желающий приехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, не имеющий при этом российского гражданства. Беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, признанное таковым законодательством России. Беженцем не может быть признано лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, который вследствие реальной угрозы и опасности для жизни и здоровья, вынужден покинуть постоянное место жительства. Вынужденными переселенцами могут быть как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой. Этот статус получает иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории России на законных основаниях, гражданин стран бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации, но утративший его в связи с приобретением гражданства РФ.

Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации.

Правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации

Советское законодательство не имело положений о данном вопросе, само понятие беженца или вынужденного переселенца достаточно новое для современной России. Нынешняя Конституция разрабатывалась и вводилась во времена первой волны миграции, проблема обсуждалась на высоком уровне, однако поправки и законы так и не были внесены в главный документ страны. Недавно юридическую базу законопроектов стали представлять Конституция РФ и законы о «беженцах» и «переселенцах», регламентируемые согласно международным нормам и договорам, главный из которых — это «Конвенция о защите прав человека». Поэтому для России эта проблема достаточно новая и актуальная. Страна имеет мало опыта в решение данного вопроса, и, присоединяясь к международным принципам и договорам, она не имела и не имеет требующейся материальной базы для их исполнения.

Механизм законодательного регулирования в решении миграционных проблем крайне далек от совершенства. Изначально государственная политика действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. До них никому не оказалось дела. Разделение ответственности за положение мигрантов между федеральными и региональными властями не было закреплено механизмом, который обязывал бы административные органы соблюдать все предписания и законы в отношении беженцев. Чиновники игнорируют их проблемы, отказывая в оформление документов, в предоставление гражданства и в государственной поддержке, рассматривая беженцев, как «нахлебников» и «обузу». СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира. Такая обстановка царила в конце 90-х, по прошествии более чем 20 лет ничего не изменилось.

Среди острых правовых проблем можно назвать отказ в предоставление статуса. Это может возникнуть по нескольким причинам, главные их которых:

— заявители указывают экономическую причину переезда из родной страны. В данном случае чиновники вправе отказать в предоставлении статуса, так как мигрант не предоставляет сведений о реальной угрозе жизни;

— статус указанных категорий мигрантов в законодательстве РФ указан поверхностно и расплывчато ввиду несовершенства правовой базы;

— плохая информированность беженцев и вынужденных переселенцев по разъяснению правовых вопросов: из-за этого часто не происходит продление статуса, и мигрант теряет все свои права;

— иногда отказ в предоставление статуса исходит по собственной воле чиновника, это еще раз доказывает тот факт, что данная отрасль законодательства требует своевременных изменений и улучшений в сторону защиты мигранта;

— бюрократические проволочки значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.

Каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая.

С получением статуса проблемы мигрантов не заканчиваются. Федеральные законы предусматривают ряд прав, позволяющих облегчить адаптацию, в том числе решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. В жизни все выходит иначе. Все правовые нормы и акты не подкреплены необходимой материальной базой. Бюджет урезается на 20−30% от запрашиваемой суммы, а количество незащищенных граждан растет в среднем на 15%. Дабы сэкономить средства, ФМС заселяет граждан в отдаленные, глухие районы, где нет никакой работы. Отсюда вытекает новая проблема — нищенское существование мигрантов и невозможность трудоустроиться. Как бы это прискорбно ни звучало, но в России действует принцип — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Пути решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев

Одна из главных, острых задач — разработка эффективной и действующей процедуры определения статуса. В России его предоставляют не очень щедро. Зыбкие различия между вынужденным переселенцем и беженцем, не полностью сформированные законопроекты в отношении потерпевших, сложные, объемные нормативные акты, которые не имеют никакой гибкости. Все это еще раз доказывает небольшую эффективность и бесполезность законопроектов. Нужно провести экспертизу уже действующих подзаконных правовых актов, дабы выявить несоответствия и найти слабые места. Да, мы еще далеки от идеального общества, тем не менее за последний десяток лет очень активно развивалась юридическая база, принимались законы и постановления для защиты мигрантов. Государство сделало большой шаг в реализации намеченной цели.

Одна из самых главных проблем, стоящих перед государством, — материальные трудности. Как говорилось выше, недостаточное финансирование постоянно уменьшается, а приток беженцев увеличивается. Достаточный объем денежных средств решит огромное число проблем, в первую очередь, жилищных.

Создание специальных бесплатных организаций

  1. Юридическо-правовых — для консультации и защиты мигрантов, помощь в решение конфликтов, трудностей, препятствий.
  2. Информационных — для извещения беженцев и вынужденных мигрантов о своих правах, обязанностях, возможностях, о получении и продлении статуса и регистрации.
  3. Онлайн-конференций, где любой мигрант сможет задать интересующий вопрос и проконсультироваться, не занимая очередь и не обивая пороги.

Такие организации уже существуют в крупных регионах страны. В провинции все вопросы решает сотрудник ФМС.

Одной из задач также является создание специализированной службы, занимающейся исключительно правовыми проблемами мигрантов. В настоящее время это и паспортно-визовая служба, и подразделения по миграции МВД, ГУВД, УВД. Было бы неплохо их отделить, чтобы вопросами мигрантов занималась отдельная служба. Сотрудники ФМС завалены работой, в паспортном столе огромные очереди как сограждан, так и беженцев. Все скомкано и не структурировано. Конечно, это не только правовой вопрос, все опять упирается в деньги. Для создания и содержания подобной службы требуется огромное финансирование, что, к сожалению, пока государство предоставить не может.

Начать обучать большее количество адвокатов и юристов в области миграционного права, так как эта проблема чрезвычайно важна. Правозащитников, специализирующихся в области прав беженцев, крайне мало.

Необходимо существенно сократить количество документов для предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца. Если такое невозможно, учитывая всю сложность вопроса, то хотя бы упростить процедуру получения. Срок получения статуса занимает около трех месяцев, однако на самом деле, учитывая то, что мы живем в России, цифра больше. Основная задача — это создание прочной межгосударственной связи между службами миграции населения для более эффективной, оперативной и слаженной работы.

Правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации — это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Негативное отношение россиян к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам. Они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни семьи, они попали в практически такие же условия, где царит негласная холодная война. Вдумайтесь: около 80% беженцев — наши бывшие соотечественники. Неужели они заслужили такое отношение? Большой процент мигрантов наши, русские, которые из-за межнациональных конфликтов и расовой дискриминации вынуждены были вернуться на историческую родину, где оказались также никому не нужны. Необходимо понять, войти в положение беженцев. Так или иначе, они ни в чем не виноваты. И все правовые акты, документы, нормы окажутся бесполезной тратой времени и средств, если мы не изменим свое отношение.

http://infowe7c.beget.tech/articles/ot-i-do/pravovyje-problemy-bezhencev-i-vynuzhdennyh-pereselencev-81.html

Оцените новость:
u74.ru
Добавить комментарий