Решение старой проблемы или создание новой: эксперты «ПроПолиса» обсудили выделенные полосы в Челябинске

Общее

img

В Челябинске идет активное обустройство выделенных полос для общественного транспорта. Такие уже есть, к примеру, на улице Труда и Комсомольском проспекте. В этом году они появятся на Северо-Крымской и Энгельса. Новинка ещё до полноценного внедрения успела разбить общественность на два лагеря. Одни, в основном водители, убеждены, что выделенки создадут еще больше пробок в городе. Другие, напротив, уверены в том, что такие полосы облегчат жизнь пассажирам, которые смогут перемещаться по городу на автобусах даже быстрее, чем горожане на своих личных авто. Плюсы и минусы выделенных полос оценили эксперты на встрече дискуссионного клуба «ПроПолис».

Дискуссия состоялась на площадке «Винотеки Соловьёва» (ул. Карла Маркса, 81) в среду, 14 сентября. Для обсуждения собрались заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, директор фонда «Горожане» Андрей Костенко, автоблогер Юрий Панченко, заместитель председателя комитета дорожного хозяйства Александр Диденко, а также заместитель директора по перевозкам МУП «Служба организации движения» Светлана Батанина. Модератором обсуждения выступил Александр Скрипов, который хорошо знаком нашим читателям по проекту «Диалоги с Александром Скриповым».

В конце прошлого года в Челябинске приняли новый генеральный план. Помимо всего прочего, он предполагает прекращение роста города вширь и развитие его внутри существующих границ. В это же время начала активно разрабатываться и внедряться транспортная реформа, которая предполагает объединение областного центра, Копейска и Сосновского района в единую агломерацию, обновление парка общественного транспорта и переход на машины преимущественно среднего и большого класса, а также модернизацию дорожной сети и инфраструктуры. Выделенные полосы должны повысить безопасность перевозок пассажиров и сократить время в пути. Предполагается, что в будущем водителей авто начнут штрафовать за выезд на такие участки. 

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, считает, что выделенные полосы не спровоцируют пробки, чего боятся многие автомобилисты. Напротив, в час пик люди смогут передвигаться быстрее. Появится альтернатива: ехать медленно в автомобиле или быстро в автобусе.

— Изначально город проектировался с расчётом 200 автомобилей на 1000 жителей. Сейчас автомобилей стало почти в два раза больше. Если не решать проблему общественного транспорта, через некоторое время город встанет в огромных заторах, — подчеркнул спикер. — Выделенные полосы предполагают в три-четыре раза больше трафика, чем автомобильные. После их внедрения автомобильный трафик сначала перемещается на соседние улицы, где потом также делаются выделенные полосы. В комплексном плане так и заложено: все магистральные улицы должны быть опоясаны выделенками, чтобы общественный транспорт ехал беспрепятственно.

Однако с ним не согласен директор фонда «Горожане» Андрей Костенко. Он считает, что выделенная полоса не принесёт городу пользы. По крайней мере, до тех пор, пока не произойдёт реальная реорганизация всей системы общественного транспорта и не обновится дорожная сеть. По его словам, транспортная система должна развиваться так, чтобы она была удобна для всех жителей города.

— Нам пытаются вбить в голову, что выделенная полоса создана для того, чтобы быстро ездил общественный транспорт. Но нужно смотреть на эту ситуацию в комплексе, — сказал Андрей Костенко. — Если мы обратимся к опыту прошлых лет — Комсомольскому проспекту, то увидим, что он просто не способен к жизни. Те люди, которые живут на Комсомольском проспекте, предпочитают добираться с других улиц, только бы не выезжать туда. Все машины просто переместились на соседние улицы. Это влечёт за собой уменьшение трафика и в сервисе: закрытие магазинов, парикмахерских, а также другие негативные последствия. К транспортному развитию нужно подходить в комплексе и учитывать все варианты передвижения граждан — общественный транспорт, автомобили, велотранспорт и даже пешеходов, иначе выделенные полосы не будут работать на благо и создадут еще больше пробок на дорогах.

Андрей Костенко также подчеркнул, что большая часть общественного транспорта, которая сейчас ездит по улицам Челябинска — это маршрутки, а не большие и вместительные автобусы. И будет ли тогда справедливо, если по выделенке станут спокойно проезжать полупустые машины, а обычным автомобилистам придется стоять в течение долгого времени в пробке?

Автоблогер Юрий Панченко согласился с предыдущим спикером в том, что для развития системы общественного транспорта нужно закладывать хорошую базу. Очень важно, чтобы на первых этапах за исполнением всех норм и правил следили. Например, чтобы на дорогах работали камеры, а движение регулировали дорожные бригады.

— У нас маленькие маршрутки могут останавливаться в радиусе 100 метров от остановки, впоследствии они перегораживают дорогу большим автобусам и троллейбусам. Маршрутки приходится объезжать, но две полосы уже заняты и образуется затор. К тому же, на ключевых дорогах нанесена разметка, запрещающая выезд автомобилей на крайнюю полосу, но это никого не останавливает: водители спокойно выезжают, паркуются поверх буквы «А» и остаются безнаказанными. Естественно, ни о каком сокращении пробок здесь речи не идет, — отметил Панченко. — Считаю уместным создать какой-то регулирующий документ, например порядок ввода маршрутно-транспортных средств в эксплуатацию, где должны просчитать все нюансы. К примеру, там могут прописать, чтобы зимой дороги с выделенками убирали в первую очередь, или указать на обязательное наличие дежурных аварийных бригад на самых проходимых участках.

Любая стратегия развития общественного транспорта может преуспеть только в том случае, если она эффективно координируется и интегрируется с другими городскими программами (например, теми, что касаются вопросов землепользования, работы полиции и налоговых органов, развития парковок и т. д.). Такое взаимодействие даёт преимущества как для сектора общественного транспорта, так и для других направлений городского развития, отметили эксперты.

Если часть пассажиров действительно пересядет на общественный транспорт, который будет доставлять их в назначенное место быстрее личных авто, то эффективность и мобильность в агломерации, несомненно, увеличится. Уменьшатся пробки, а убежденным автомобилистам уже легче будет проехать по городу. Однако для этого необходимо, чтобы курсировал качественный и вместительный общественный транспорт, который станет удобной альтернативой для граждан. В этом направлении работы в Челябинске ведутся уже на протяжении нескольких лет. Так, заместитель директора по перевозкам МУП «Служба организации движения» Светлана Батанина отметила, что спрос на общественный транспорт среди граждан уже растёт.

— В условиях высокой транспортной загруженности выделенные полосы позволяют большему числу людей доезжать быстрее до нужных мест, чем полосы для смешанного движения, это факт — комментирует Светлана Батанина. — Доезжать на автобусах и троллейбусах до места назначения стало действительно быстрее. Плюс общественный транспорт более эффективно использует ограниченную площадь проезжей части.

На сегодняшний день в Челябинске запущено в эксплуатацию уже 259 автобусов большого класса, а к концу года цифру увеличат до 300. Программа обновления подвижного состава продолжится и в следующем году: появятся 168 новых троллейбусов и порядка 78 новых автобусов среднего класса частных перевозчиков.

Спикеры затронули и тему остановок. Трамвайные остановочные павильоны в Челябинске начали менять по пилотному проекту в прошлом году — тогда установили 12 новых пунктов. Со временем трамвайные остановки обновят по всему городу. Это, как подчеркнул замминистра дорожного хозяйства и транспорта Егоров, «вопрос времени и бюджета».

Отметим, что прокладываются выделенки не просто так, а на основе крупного исследования, которое проводили ученые ЮУрГУ. Они же разработали Комплексную схему дорожного движения челябинской агломерации, согласно которой в 2030 году в регионе должно быть около 140 км выделенных полос.

Будут ли выделенки работать на благо на практике — вопрос остаётся спорным. Но с уверенностью можно сказать, что программа обустройства выделенных полос требует комплексного развития и устранения ещё множества недочётов до её нормального и «небесполезного» функционирования.

Полную версию обсуждения смотрите на нашем канале на YouTube:

Как проходили предыдущие встречи дискуссионного клуба, читайте по тегу «ПроПолис».

Фото, видео: Айдар Насыров Автор: Полина Тиунова Фото: Татьяна Тихонова Видео: Ирина Горностаева

Источник — Pchela.News

Подробности в Телеграмм-канале - ПЕРЕЙТИ!

Оцените новость:
u74.ru
Добавить комментарий